Развивающая предметно-пространственная среда
Предметно - развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развития в соответствии с требованиями основной образовательной программы дошкольного образования. Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс ознакомления и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Главная задача доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание.
Для реализации этой задачи в нашем дошкольном образовательном учреждении созданы уголки по обучению детей правилам дорожного движения, с макетами дорог и перекрестков, атрибутами для проведения сюжетно-ролевых игр. Уголки во всех группах яркие, красочные, эстетически оформлены, соответствуют возрасту детей, доступны и вызывают у них интерес к самостоятельной деятельности по изучению правил дорожного движения. Как известно, игровая деятельность – ведущая в жизни дошкольника. Любой ребенок быстрее поймет и усвоит знания по ППД, преподнесенные не только в обычной беседе, но и в игре. Для этого в нашем детском саду оборудован мобильный автогородок с разметкой пешеходного перехода, тротуаров, проезжей части, дорожными знаками на подставках, светофором, детским транспортом и модульным оборудованием. Во всех возрастных группах имеется большое разнообразие дидактических и настольно – печатных игр, детской художественной литературы в соответствие с возрастными особенностями детей. Читая произведения и разучивая стихотворения о правилах дорожного движения, дети учатся как нужно вести себя в той или иной ситуации. В каждой группе имеется настольный макет улицы, с помощью которого ребята отрабатывают навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Этот макет со съёмными предметами, что позволяет детям самим моделировать улицу. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр дорожные знаки, накидки с изображением различных транспортных средств, рули, светофоры, пешеходная дорожка с крупными дорожными знаками на подставках. Для обучения детей правилам дорожного движения имеется комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма и по правилам дорожного движения. Родители играют важную роль в вопросе обучения детей правилам дорожного движения. Поэтому уделяем большое внимание работе с родителями с помощью информационных стендов. Таким образом, развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает успешное освоение детьми правил дорожного движения. Наша работа на этом не заканчивается. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.